От заката до рассвета
Одни из самых красивейших и при этом - общедоступных явлений природы - это вечерний заход Солнца и его утренний восход. Практически каждый фотолюбитель имеет в своих архивах такие снимки, но каждый ли может ими гордиться?
Давайте попробуем разобраться, как лучше всего предать в кадре всю прелесть закатного и рассветного моментов. На практике это оказывается не так уж и сложно, а результат всегда поражает своей красотой - не даром большинство фотобанков просто не принимают фотографии такой тематики, ибо «наделать шедевров» умелыми руками можно бесконечное количество.
Дорожите временем.
Периоды восхода и захода Солнца
обычно не очень продолжительны, поэтому каждая минута может стоить вам ценнейших
кадров. Точное их время зависит и от времени года, и от географической широты
местности. Нелишним будет узнать это время, чтобы наверняка знать, когда
отправляться на «фотоохоту» за шедеврами. Такую информацию можно получить из
местных газет, метеосводок или в Интернете.
Берегите камеру от
Солнца.
Объектив фотоаппарата подобен человеческому глазу - слишком большое
количество света может навредить ему. Поэтому, снимая закатные или расcветные
пейзажи, не наводите объектив прямо на Солнце - старайтесь фокусироваться на
удаленных от него точках. В перерывах между съемками (которые стоит делать при
этом почаще) закрывайте объектив крышкой или убирайте в сумку. В противном
случае можно испортить и оптику, и светочувствительную матрицу аппарата.
И глаза берегите тоже.
По этой же причине, не используйте при съемке
оптический видоискатель, если таковой имеется в вашей фотокамере - это очень
вредно для глаз. Смотреть через него на Солнце - все равно что делать это через
увеличительное стекло. Гораздо безопаснее использовать для компоновки
кадра LCD-дисплей.
Солнцезащитные очки - также не друзья фотографу. Глаза от
жестких солнечных лучей они, конечно, защищают, однако могут ввести вас в
заблуждение при определении экспозиции кадра, так как практически все они в той
или иной мере искажают свето- и цветопередачу
реальности.
Больше экспериментов!
Не ограничивайте себя
построением кадра по классическому принципу «трех частей» - сам объект съемки в
этом случае обычно настолько сильно эмоционально насыщен, что «простит» вам
практически любую кадровку. Больше акцентируйте на небе и воде, меньше - на
земной поверхности. О выборе удачного места для съемки, кстати, удобнее
позаботиться заранее - засветло, чтобы в нужный момент не терять драгоценных
минут на поиск удачного ракурса.
Добавьте в кадр живой
объект.
Непередаваемая игра света в облаках, робкие первые или густые и
теплые последние лучи Солнца, дрожащие очертания его отражения в воде, янтарный
блеск волн - все это, конечно, фантастически красиво, но иногда в
рассветно-закатном снимке не хватает еще чего-то. Этим «чем-то» может стать
силуэт человека или птицы в небе. Добавление живого объекта в кадр сделает
фотографию более одушевленной, добавит разнообразия. Согласитесь, что фото
парусной лодки в закатном море гораздо интереснее снимка просто закатного
моря.
Шире диафрагму!
Если говорить об экспозиции, то, в
большинстве случаев, тут все довольно просто. Чтобы получить хорошие,
качественные фотографии, снимайте с широко открытой диафрагмой - во-первых, вам
скорее всего будет недостаточно света, а во вторых, это сделает общий фон более
четким и проработанным. Опять же из-за недостатка света вам потребуется долгие
значения выдержки, а значит - устойчивая поверхность или штатив.
Замер
экспозиции делайте только по небу.
Терпение - главный залог
успеха.
Если ваша цель - по-настоящему ценные кадры, проявите важное для
любого фотографа качество - терпение. Приехать на место съемки лучше заранее,
чтобы подготовиться, а уехать можно только после окончательного захода (или
наоборот- восхода) солнца. Освещение будет постоянно меняться и в самые
последние минуты, когда вы уже зачехлите камеру, может выдать какую-нибудь
невероятную по красоте картину . Чтобы не жалеть о таких упущенных моментах,
всегда дожидайтесь до конца, даже если вам кажется, что лучше кадра вы сегодня
уже не сделаете.