-

  Солнечный форум - форум для общения жителей Солнцево Портал Солнцево Мои фотографии, сайты, призы и грамоты Бесплатный фотобанк Написать администратору

 

- Полезные статьи фотографу

 

РЕКОМЕНДУЮ:

рекомендуем

Если вы встретите на страницах сайта упоминание, то знайте * Суд признал «экстремистской» и запретил в России деятельность корпорации Meta, а также ее платформ Facebook и Instagram

Рекомендуем

Айфон

Огромные

Рекомендуем

Видеорегистратор с GPS, антирадаром, с 3-мя камерами

Рекомендуем


суперакция

Поздравить

iPhone X - 7990

Наша группа в ВК

Мы в однокласниках

Подпишись на рассылку

Рассылка авторских цифровых шаблонов для Photoshop разной тематики с возможностью их бесплатного скачивания. В рассылку также включаются клипарты, прибамбасы для фотошопа, электронные журналы, програмное обеспечение фотографической тематики и др. Переодичность выпуска рассылки - 1 раз в 2-3 недели.

------

САЙТ ФОТОГРАФА СОЛНЦЕВО




ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ:


-------------

Какой портрет, какой пейзаж!

Давайте изучим особенностей применения различных комбинаций выдержки и диафрагмы в пейзажной фотографии. Одну и ту же величину экспозиции можно получить при помощи самых различных сочетаний экспопараметров, но эффекты, получаемые при этом, будут различными. Рассмотрим их подробнее.

ПРИОРИТЕТ ДИАФРАГМЫ
Я не буду останавливаться на определении таких понятий, как глубина резкости (или глубина резко изображаемого пространства — ГРИП) и гиперфокальное расстояние (ГФР), — они подробно изложены в соответствующей литературе. Если отталкиваться от необходимости обеспечить в пейзажном снимке как можно большую глубину резкости, то теоретически мы должны установить самое большое диафрагменное число (из всех возможных для данного объектива), рассчитать гиперфокальное расстояние и для усиления эффекта применять широкоугольную оптику. На практике условия усложняются: во-первых, приходится использовать различные фокусные расстояния, во-вторых, времени для расчета гиперфокального

расстояния может просто не оказаться, ну и в-третьих, мы же помним, что при чрезмерном закрытии диафрагмы качество снимка ухудшается. На первое время оптимальным решением станет предварительный расчет гиперфокального расстояния для наиболее часто использующихся фокусных расстояний и диафрагменных чисел (таблицы для расчета ГФР легко найти в Интернете). Если уделить некоторое время анализу полученных расчетов ГФР, так сказать уловить закономерность, то со временем необходимость в постоянном использовании расчетов отпадет, а выбор расстояния фокусировки будет происходить навскидку, практически на уровне интуиции.
Совсем другая задача ставится при использовании широкой диафрагмы. Малая глубина ГРИП подчеркивает объем изображения, одновременно с этим выделяя сюжетно важные элементы снимка. В данном случае желательно, чтобы сюжетно важные элементы имели максимально возможные резкость и контраст.

ПРИОРИТЕТ ВЫДЕРЖКИ
Если диафрагма в первую очередь определяеттехнические характеристики снимка, то выдержка имеет более сложную природу. От величины выдержки зависит не только количество света, попадающего на светоприемник, но и создание того или иного эффекта на фотографии (к примеру, передача движения), и зачастую — просто возможность получения снимка как такового (например, при съемке с рук при недостаточной освещенности и т.д.). Я думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.
Настоящим чудом фотографии является передача движения в статичной картинке. Самый распространенный «движущийся» объект в пейзажной фотографии — вода в различных своих состояниях: течение реки, морское волнение, падение с высоты (водопады, снег, дождь). В качестве примера рассмотрим быстро текущую воду как наиболее динамичную и эффектную с точки зрения фотографии. Конечно же, съемку начинаем с выбора сюжета и компоновки кадра. После окончательного определения композиции стоит призадуматься над тем, какой эффект необходим. Если мы хотим передать стремительность, то выдержку желательно подобрать таким образом, чтобы летящие капельки воды превратились в своеобразные полосы и проходили свой путь, имея точки начала и окончания движения (этот прием применяется и для съемки летящего снега). Длина этого пути, а следовательно и выдержка, определяются экспериментально, ведь мы не можем предсказать или измерить скорость воды. Совсем другой эффект мы получим, если «заморозим» движение, т.е. если каждая капелька застынет на своем месте. Выдержка в этом случае должна быть минимальной, а фраза «остановись, мгновение» будет как нельзя кстати. Третий вариант времени экспозиции для зрителя наиболее интересен и необычен: при помощи длинной выдержки происходит сказочное превращение движущейся воды в некое подобие молочно-кисельного тумана. Особенность такой съемки — в необходимости применения нейтральных фильтров для достижения того или иного эффекта размытия движущейся воды.
Остановимся чуть более подробно на технических нюансах. В пейзаже в случае использования длинных выдержек применение штатива обязательно. Дополнительно необходимы спусковой тросик (или пульт ДУ) для полного исключения колебаний камеры. При отсутствии возможности применения дистанционного управления камерой воспользуйтесь функцией съемки с задержкой времени с предварительным подъемом зеркала (для уменьшения вибраций при «хлопке» в зеркальных фотоаппаратах). В ветреную погоду или при очень длинных выдержках на штатив необходимо повесить груз, увеличивающий его устойчивость (сумку с вещами и т.д.). Будьте внимательны при установке штатива на снег или зыбкую поверхность: при большом времени экспозиции не исключено его проседание. Если съемка ведется в светлое время суток, получить длинную выдержку без использования светофильтров невозможно, поэтому следует использовать нейтральные серые фильтры (мы уже упоминали их в нашей статье, здесь же добавим: не забывайте, что возможно одновременное использование нескольких нейтральных серых фильтров). Также применяется комбинация из двух поляризационных фильтров (путем настройки степени поляризации можно уменьшить количество света, попадающего на светоприемник, практически до нуля). После определения необходимой величины экспозиции перед съемкой закройте чем-нибудь окошко видоискателя.

СЪЕМКА ПАНОРАМ
Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время практически любому фотографу по силам заниматься этим увлекательным и эффектным видом съемки. Композиционные приемы, рассмотренные нами в первой части статьи, в одинаковой мере относятся как к стандартным, так и к панорамным форматам кадра. Различия кроются в технических особенностях съемки и, разумеется, последующей обработке фотографии. Вначале предлагаю ознакомиться в литературе с понятием нодальной точки и посмотреть, что представляет собой панорамная штативная головка. Если вы хотите снимать «правильные» панорамы, особенно на широких углах (коротких фокусных расстояниях), без этого не обойтись. Но для любительской съемки вполне подойдут обычный штатив и фотоаппарат с ручными настройками. Алгоритм создания панорамы в таком случае довольно прост:
1.  находим подходящий сюжет;
2.  выбираем ракурс, формат кадров (вертикальные или горизонтальные) и фокусное расстояние объектива, просматриваем через видоискатель фотоаппарата нашу будущую панораму, мысленно отмечая ее границы;
3.  определяем нужную точку фокусировки (зачастую гиперфокальное расстояние), переводим режим фокусировки объектива на ручное управление (для обеспечения одинаковой ГРИП во всех кадрах панорамы и во избежание проблем с работой автофокуса на отдельных кадрах панорамы); при съемке многорядных панорам для нижнего ряда рекомен-
дую перефокусировать камеру на ближние предметы для качественной проработки переднего плана;
4.  устанавливаем ручной режим съемки, делаем замер экспозиции в самых проблемных кадрах панорамы, так как уровень перепада освещенности между краями панорамных снимков может быть достаточно велик (к примеру, панорамы с контро-вым светом, где в одном краю находится яркий источник света, а другой уходит в тень), выбираем наиболее подходящее значение;
5.  проверяем, параллельно ли горизонту установлена камера;
6.  начинаем непосредственно съемку, делая перехлест кадров примерно на треть;
7.  при съемке рекомендую намеренно захватить немного больше пространства, нежели планировалось изначально, для облегчения последующего кадрирования.
При использовании цифровой техники съемку желательно проводить в «сыром» формате файлов (RAW). Если такой возможности нет, то необходимо выставить одинаковый баланс белого для всех кадров панорамы. Дальнейшие действия заключаются в коррекции и конвертации RAW-файлов с последующей их сшивкой в программном обеспечении, но это уже тема для отдельной статьи.

СВЕТ В ПЕЙЗАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ
Свет в пейзаже — наверное, самый главный рецепт создания красивой фотографии. Даже не вдаваясь в глубины теории, из одного термина «светопись» можно сделать для себя соответствующие выводы. Из собственного опыта могу сказать, что без эффектного освещения очень тяжело сделать хороший снимок и тем более преподнести его зрителю.

Какой же именно свет нужен для фотографа-пейзажиста? Единого ответа на этот вопрос нет, но существуют несколько «типовых» вариантов, наиболее подходящих для съемки. Постараюсь вкратце их охарактеризовать и перечислить особенности. Для начала введем понятие «режимного» времени. Этот термин довольно условный, суть его сводится к тому, что в определенные промежутки времени (дважды в сутки — утром и вечером) солнце находится невысоко над горизонтом, свет его достаточно мягкий и создает нужный светотеневой рисунок (тени от различных объектов довольно длинные и объемные). Большинство пейзажных фотографий, особенно запланированных, создаются именно в такое время, хотя есть довольно большое количество исключений. В целом свет в пейзажной фотографии можно классифицировать по нескольким признакам:
•   по направлению (боковой, контровой, задний и различные промежуточные вариации);
•   по временному признаку (утренний, вечерний, дневной, ночной);
•   по характеру (рассеянный, направленный, рисующий, фоновый);
•   по цветовой температуре (теплый, холодный);
•   по силе (интенсивный, мягкий, жесткий и т.д.);
•   по происхождению (солнечный, лунный, искусственный — к примеру, ночной город и т. п.).
Одна из основных задач для фотографа — предсказание схемы освещения выбранного сюжета (конечно, если съемка не ведется в режиме «увидел — снял»). Я могу с уверенностью сказать, что один и тот же ландшафт будет выглядеть абсолютно по-разному, к примеру, утром и вечером, в пасмурную или солнечную погоду, при низком или высоком солнце и т.д. Соответственно, можно пропустить мимо объектива множество великолепных сюжетов, просто не дождавшись нужного освещения. Попав в незнакомое место, первоначально мы должны определить маршрут движения солнца и представить себе светотеневой рисунок сюжета, а затем уже выбирать точки для съемки.
Вкратце коснемся технических вопросов съемки при раз-личныхтипах освещения. Наиболее удобный и комфортный свет для фотографа — это боковое освещение при невысоком солнце. Как уже упоминалось выше, свет в этом случае мягкий, зачастую теплый и создает длинные объемные тени, качество фотографии при этом будет максимальным. Самым трудным вариантом я бы назвал контровой свет, когда съемка ведется против источника освещения. В этом случае, как правило, необходимо применять градиентный фильтр для возможности проработки переднего плана, или пытаться использовать достижения цифровых технологий по расширению динамического диапазона снимка. Дополнительное коварство такого света заключается в вероятном появлении бликов, засветок, общем падении контраста и насыщенности фотографии, но результат смотрится довольно эффектно. Красивые кадры получаются при использовании направленного освещения, к примеру, лучи света, пробивающиеся сквозь листву в туманном лесу, и т.д. Про красочность получаемых результатов и технические особенности фотосъемки рассветов и закатов написано уже столько, что просто не хочется повторяться. Вариантов световых решений в фотографии великое множество, и помните, что каждый сюжет можно обыгрывать несколько раз, и каждый раз результат будет отличным от предыдущего, и каждый из вариантов будет красив по-своему.

ВРЕМЕНА ГОДА
Я не знаю, в каком месте планеты вам доведется читать эту статью, поэтому описание времен года привяжу к средней полосе Северного полушария.

ЗИМА. Для обычных людей это пора детских сказок, Снегурочки с дедом Морозом, Нового года и других чудес. Для фотографа же зимняя съемка представляется сплошным испытанием — как его самого, так и техники. Первая трудность — это холод, который съедает сначала один за одним аккумуляторы, а затем принимается и за фотографа. Вторая, не менее важная,— труд недоступность нужных мест и громадное количество экипировки, не относящейся непосредственно к фотографии. Продолжать еще можно долго, но я уже рискую отбить охоту у начинающих фотолюбителей.. . С точки зрения непосредственно самой съемки, можно выделить несколько моментов. Зимой «режимное» время (рассветы, закаты) скоротечно, ночи становятся длиннее дня, мобильность передвижения ограничена, а аккумуляторы в фотоаппаратах на холоде очень быстро разряжаются. Поиски сюжета затрудняются также отсутствием полной цветовой гаммы: в ясную погоду преобладают белый и голубой цвета с темными участками неприкрытых снегом объектов, в пасмурную погоду все становится бело-серым. Поэтому при фотосъемке приходится прилагать максимум усилий и умения для получения нужных результатов. «А как же чудеса?» — спросите вы. Они есть, и их очень много, стоит только дождаться. Чудом номер один будет, конечно, иней. В ясную морозную погоду иней буквально все покрывает серебром, а в пасмурную — благородной сединой. Не менее красиво выглядит налипший на деревья снег, полностью раскрывая все достоинства геометрии ветвей. За счет отражающей поверхности снега зимние закаты особенно красивы, ведь что может быть прекраснее, чем сочетание розового и голубого снега, покрытого блестками? В сильный снегопад, или даже в метель, тоже можно получить великолепные эффектные кадры.

ВЕСНА. Самая многоликая, самая непредсказуемая из всех времен года. Оттепели, тут же сменяющиеся заморозками и вьюгами, разливы рек, ручьи, первые цветы, нежная травка, ласковое солнышко, утренний иней, туманы, грозы, молодые листочки, пора цветения и много чего еще смешиваются в чудесный коктейль для фотографа. Я не могу сказать, что все весенние фотографии даются легко и что их количество будет больше, чем в другое время года. Поверьте, в поисках сюжета для ранневесенней песни, когда снег уже сошел, а краски еще не появились, можно потратить весь день, так ничего и не сняв.

ЛЕТО. Благодатный период для фотографа, буйство красок в начале, постепенно сменяющееся выгоревшей на солнышке травой и припыленными деревцами. Светает рано, утром в поймах рек часто стоят туманы, исчезающие с появлением солнца. На лугах спозаранку пасутся стада, добавляя колорита в снимки. А какое великолепие можно увидеть, к примеру, после вечерней грозы на закатном небе! Идиллию могут нарушить, пожалуй, только кровожадные насекомые.

ОСЕНЬ. Как и весна, осень включает в себя все переходные состояния между летом и зимой, только в обратном порядке. Особо хочется отметить золото осенних листьев, паутинки бабьего лета, иней на еще зеленой травке и прочее.

У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ
Для себя я давно уже переиначил известное высказывание «Что русскому хорошо, то...» в пословицу «Что фотографу хорошо, то другим... не очень». Самые яркие, эмоциональные и запоминающиеся фотографии получаются именно в «плохую» погоду, будь то туман, заморозки, снегопад, мороз за минус 20, сильный ветер. Сколько раз, не будучи экстремальным фотографом, я попадал в ситуации, когда не то что фотографировать, а и нос высунуть на улицу страшно. Но тяга к искусству практически всегда побеждает над разумом, и вот ты еле стоишь под ураганным ветром и пытаешься подобрать выдержку для очередной метели. Или более типичная ситуация: приходится бродить несколько часов по жуткой холодине под моросящим дождем, утешаясь единственной мыслью, что не всегда же должно везти с погодой. Летом, попадая на съемку в периоды сильных гроз, имейте в виду, что до и после грозы небо бывает удивительно красивым и эффектным. Конечно же, не всегда приходится снимать в таких сложных погодных условиях. Я до сих пор остаюсь под громадным впечатлением от пасхального утра на заливном лугу, когда сквозь туман доносились перезвоны церквей, а солнечные лучи, пробивающиеся сквозь молодую листву, можно было потрогать руками. Можно еще вспомнить тихие майские вечера, закатный свет, нежно обволакивающий окружающий ландшафт,—наверное, прекраснее и комфортнее погоды для фотосъемки и не придумаешь. По моим многолетним наблюдениям, для пейзажной фотосъемки наиболее подходят периоды резкой смены погоды, но, к сожалению, они очень скоротечны. Устоявшиеся состояния обычно более скучны и банальны — к примеру, летние безоблачные деньки или затянувшаяся пасмурная погода. Запомните, что одним из самых главных рецептов получения хорошего снимка является наличие красивого небосвода (или эффектного света для кадров, не включающих в себя неба).

НЕМНОГО О ЦВЕТЕ
Наравне, а может и в большей степени, нежели композиция, на восприятие зрителя оказывает влияние цвет. Условно каждому цвету приписывают ряд свойств: успокаивающее, возбуждающее, тонизирующее и многие другие. В зависимости от преобладания одной из цветовых гамм фотография как бы принимает определенный характер. Помимо этого, цвета также можно охарактеризовать по цветовой температуре: теплые, холодные, нейтральные. Так как фотограф, в отличие от художника, сам не создает цвет на снимке, то его основная задача — умение увидеть то сочетание цветов, которое создала сама природа, выделить наиболее гармоничные сюжеты, или наоборот — обыграть цветовые контрасты. К примеру, поразительно красиво выглядит фотография с желтыми теплыми листьями берез и покрытой холодным инеем травой. Более подробно о цвете было написано в одном из прошлых выпусков журнала, поэтому предлагаю рассмотреть его полное отсутствие.

ЧЕРНО-БЕЛОЕ ВОЛШЕБСТВО
В настоящее время большинство пейзажных фотографий создается и публикуется в цветном исполнении. Но цветная фотография редко бывает так лаконична и в то же время красноречива, как черно-белая. Если цвет может хоть как-то завуалировать изъяны композиции, отвлечь на себя внимание, то черно-белый снимок сразу представляет нам все свои сильные и слабые стороны. Поэтому для создания хорошего черно-белого пейзажа надо уметь видеть мир без красок и приложить максимум усилий для создания идеальной композиции. Мир разноцветных оттенков уступает место игре света и тени, призрачным образам или, наоборот, высококонтрастной выразительности. Для черно-белого пейзажа очень важно наличие в кадре различных форм и текстур, к примеру, особенно красиво выглядит небо, покрытое фактурными облаками. Зачастую черно-белые фотографии несут в себе в большей мере философскую составляющую, нежели художественную или документальную.

ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ВИДЫ
Человек зачастую любит то, что создает сам, что запомнил и впитал в себя с самого детства. Конечно же, я имею в виду родные места, где в основном и проходит наша жизнь: города, села, деревни. Городские парки, площади, архитектурные ансамбли, околицы деревень, поселковые улицы — все может послужить материалом для создания урбанизированных пейзажных снимков. Даже заводские окраины и индустриальные гиганты могут служить источником вдохновения для фотографа. И несмотря на огромные различия по сравнению с природным, городской пейзаж (равно как и другие его подвиды) подчиняется тем же законам построения снимка. Одной из самых больших сложностей при съемке населенных местявляет-ся все возрастающее количество транспорта и прохожих, так и норовящих «влезть» и разрушить с трудом найденный кадр.

ИТОГИ
Итак, мы подошли к концу нашей статьи. Конечно, осталось много всего, что хотелось бы еще рассказать, чем я мог бы еще поделиться. Материала хватило бы на целую книгу! Ловлю себя на мысли, что я даже представить не мог, насколько сложно пытаться буквально «впихивать» красоту и душу в эти строчки. Более глубокое изучение теории практически ни на шаг не приблизило меня к природе, и я очень благодарен авторам фотографий за чудесные пейзажи, разбавившие пресный текст песнями и сказками. «А как же тогда сделать пейзажный снимок?» — спросите вы? Рецепт хорошего пейзажа довольно прост: нужно взять как можно больше любви к природе, смешать с поэзией, живописью и музыкой, взглянуть на это все глазами ребенка — и сфотографировать.
Надеюсь, этот небольшой обзор поможет начинающим фотографам собрать и систематизировать тот нужный материал, без которого довольно тяжело делать первые шаги в пейзажной фотографии. На прощание пожелаю всем успехов в творчестве и как можно чаще оказываться в нужное время в нужном месте.                                                  
Искренне ваш, Александр Киценко.
Текст: Александр Киценко, http://kicik.photosight.ru

Рекомендуем:

Подписка на обновления сайта RSS

Большая подборка литературы и Уроков по Photoshop здесь


Разное

Шаблоны и календари

Школьному фотографу

------


07,07,2018

Подарок любимой

С НОВЫМ ГОДОМ!

Супер футболки

Принт

Рекламные объявления

Рекомендуем

-----

------

-----

Студентам

Статистика

Яндекс.Метрика






!

Курсы по фотошопу

Скрипт